Почему Китай России не друг, а так

Почему стратегическое партнерство с Китаем пока только на бумаге.

Почему Китай России не друг, а так

Стратегическое партнерство с Китаем в области ТЭК, заявленное после февраля как разворот на Восток, пока выглядит мостом с односторонним движением. Все, на что готов Китай – дешево покупать российские нефть, газ и уголь, и то до введения эмбарго и ценовых потолков. Дальше – неизвестность и отсутствие обещаний со стороны восточного соседа.

Объем экспорта российской нефти в Китай в январе-октябре увеличился на 9,5% до почти 72 млн т – это чуть меньше, чем поставляет Саудовская Аравия, говорил глава Роснефти Игорь Сечин на российско-китайском энергетическом форуме. Но одновременно китайские НПЗ предпочли сократить закупки нефти из России в преддверии эмбарго ЕС и утверждения ценовых потолков стран G7. С поставкой в декабре куплено всего 5-7 партий сорта ESPO вместо традиционных 30 партий в месяц, рассказывали трейдеры Reuters.

Одно из главных препятствий поставкам нефти после введения эмбарго и потолков – нерешенные вопросы со страхованием нефтеналивных грузов и недостаток танкеров. Китай пока не признает страховые и перестраховочные сертификаты, выданные судовладельцам отечественными страховщиками, сообщил замминистра транспорта России Александр Пошивай. Российские власти хотят, чтобы и китайские страховые компании участвовали в сертификации нефтяного экспорта наравне с российскими, но власти КНР не спешат обязывать их к этому. На рынке не исключают, что таким образом Китай по своей дипломатической традиции просто пытается сбить цены и лишить наши компании пространства в переговорах.

Россия хочет сотрудничества с Китаем в области судостроения и поставки запчастей к готовым судам. Нефтегазовые компании обещают рост отгрузки СПГ в регион в обмен на вывоз его китайскими газовозами, но Пекин не может (или не хочет) даже вовремя привезти готовое оборудование для совместного с НОВАТЭКом  проекта – завода Арктик СПГ-2. Кроме того, ЦБ России и Банк Китая последние месяцы “работают над возможностью открытия счетов российских компаний в Китае и китайских – в России”. Но такой возможности до сих пор нет даже для ключевых СПГ-проектов.

Китаю есть чем рисковать, именно поэтому он осторожничает, опасаясь испортить отношения с США чрезмерным сближением с Россией. Китай держит в казначейских облигациях США около 1 трлн долларов: на июль эта цифра составляла  $970 млрд, следует из данных Минфина США.

Товарооборот Китая и России в январе-октябре 2022 года вырос на 33% к аналогичному периоду 2021 года, до $153,94 млрд, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Для сравнения, товарооборот между США и Китаем по итогам первых 10 месяцев 2022 года вырос на 5,1% и составил почти $640 млрд. С со странами Евросоюза – более $711 млрд. Поэтому, если Белый дом решится надавить на Пекин, Китаю есть что терять.

Как считают на рынке, Китай применяют свою излюбленную тактику “выжидания”. Там надеются, что конфликт России и Украины из активной стадии перейдет в пассивную, а в мире снизится внимание к этой теме. Время у Китая есть: после ковидных ограничений экономика страны только начинает свое восстановление.

Источник

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх