24 сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении дополнений и изменений в УК РФ, предусматривавших, среди прочего, лишение свободы на срок от трех до десяти лет за добровольную сдачу в плен. Инициаторами «Ни шагу назад!» – 2022 выступили сенаторы Андрей Клишас и Ольга Ковитиди, а также девять депутатов: Дмитрий Вяткин, Эрнест Валеев, Василий Пискарев, Андрей Картаполов (все — от «Единой России»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Олег Нилов («Справедливая Россия — За правду»), Владислав Даванков («Новые люди»), Виктор Соболев, Николай Коломейцев (оба — от КПРФ).
Как тут не вспомнить сталинские приказы №270 от 16 августа 1941-го и №227 (в просторечии «Ни шагу назад!») от 28 июля 1942-го. За первым последовали расстрелы дезертиров, за вторым – шграфбаты и заградотряды. В горбачевскую перестройку много писалось, что эти директивы привели к росту числа потерь Красной армии, лишив командиров возможности маневров и тактических отступлений.
Как будет применятся изменённый УК, объяснил Верховный суд РФ: сдача в плен образует состав преступления только в том случае, если она была добровольной. «Если военнослужащий по своему физическому состоянию не способен уклониться от плена, фактический его захват противником не образует состава данного преступления (например, нахождение военнослужащего в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии)», — гласит проект постановления Пленума суда.
При этом военнослужащий (согласно ст. 23 Устава внутренней службы ВС РФ) в ходе боевых действий должен оказывать решительное сопротивление противнику и избегать захвата в плен, даже находясь в отрыве от своей воинской части и в полном окружении, — судам важно учитывать этот момент, подчеркнула высшая судебная инстанция.
«Под сдачей в плен следует понимать различные действия (бездействие), в результате которых военнослужащий переходит во власть противника. В тех случаях, когда действия (бездействие), направленные на сдачу в плен, не завершаются переходом на сторону противника по причинам, не зависящим от воли лица, содеянное образует покушение на сдачу в плен», — указывает Верховный суд.
Освободить же от уголовной ответственности военнослужащего, который добровольно сдался в плен, могут только в том случае, если тот принял все меры для своего освобождения, вернулся в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.
Вместе с тем добровольная сдача в плен квалифицируется по статье 352.1 УК РФ только при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ (госизмена). Если судом будет установлено, что лицо, участвовало в военных действиях в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации войск иностранного государства, и именно в этих целях сдалось в плен, содеянное подлежит оценке только как государственная измена в виде перехода на сторону противника, уточняет Верховный суд.
Коль мы вспомнили сталинские приказы, как тут пройти мимо факта пленения сына товарища Сталина — старшего лейтенанта РККА Якова Джугашвили.
В действующей армии с 27 июня 1941-го, командир артиллерийской батареи. Попал в плен 16 июля 1941-го при выходе из окружения возле города Лиозно. Существует много мифов об предложении немцев Сталину обменять сына, наиболее правдоподобным выглядит воспоминание дочери Иосифа Виссарионовича — Светланы Алилуевой: «Зимой 1943–44 года, уже после Сталинграда, отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне».
Скитания Якова по немецким концлагерям продолжались почти два года. Сначала он находился в Хаммельбурге, затем был переведен в офицерский лагерь «X-C» в Любеке, затем — в Заксенхаузен. Где 14 апреля 1943 года Яков Иосифович Джугашвили не подчинился приказу зайти в барак, бросился на периметр проволоки под током высокого напряжения, отчего и погиб, поучив от охранника еще и пулю в голову…
Эту историю сейчас вспомнили многие, почему и пестрят соцсети такими комментариями: «Закон о 10 годах колонии за сдачу в плен был принят еще осенью, пока по нему никого не осудили. С самим законом при этом все понятно. Непонятно, как депутаты и судьи могут рассуждать о добровольной или недобровольной сдаче в плен, когда сами своими жизнями не рискуют, от мобилизации ограждены и вообще «пороха не нюхали»?
Предельно ясно, на что намекают эксперты. Они намекают, на то, как за пару дней до подписанных Путиным ужесточений УК РФ Дмитрий Низовцев в прямом эфире своего ютьюб-канала «Популярная политика» дозвонился – под видом военкома! — до Николая Чоулза, сына пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. И спросил в лоб: готов ли тот отправиться воевать в Украину.
«Если вы знаете, что я господин Песков, вы должны понимать, насколько это не совсем правильно, чтобы я там находился. Короче, я буду это решать на другом уровне», — ответил Николай. В конце разговора Низовцев спросил, можно ли отметить в анкете, что сын Пескова согласен пойти добровольцем на фронт. «Нет, мне такую галочку ставить не надо», – ответил сын пресс-секретаря президента.
А еще Низовцев позвонил сыну премьер-министра РФ Михаила Мишустина Алексею. Снова представившись военкомом, он спросил, готов ли тот прийти в военкомат, чтобы записаться добровольцем на войну. «Можете ли вы записаться и быть у нас в резерве, чтобы в будущем вас мобилизовали?» — спросил ведущий. Сын Мишустина рассказал, что учится на магистерской программе в Высшей школе экономики, а до этого окончил военную кафедру в МГТУ имени Баумана. По словам Алексея, «желания воевать» у него «пока не возникало» и его «пока не надо» записывать в добровольцы.
М-да, посмотришь на таких «еще не в армии, а уже дезертиров», и начинаешь понимать товарища Сталина: «Приказываю: 1. Командиров и политработников, срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава». (Приказ №270).
Калашникова Нина