«Большой Туран» на осколках Российской империи

Президент России Путин не оставляет попыток мобилизации своих «союзников» в Центральной и Средней Азии, запугивая их Западом, Афганистаном и внутренней дестабилизацией. И, судя по всему, он в этом вполне преуспел, иначе как объяснить, что интеллигентный и всегда выдержанный президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пообещал российским компаниям режим наибольшего благоприятствования, процитировав Сталина в начале своего выступления на Евразийском экономическом форуме в Бишкеке.

«Большой Туран» на осколках Российской империи

После развала СССР Сталин однозначно стал ассоциироваться с тотальным ужасом и преступлениями, а ссылаться на него и тем более цитировать публичным политикам считалось недопустимым. Ныне для российского руководства политика Сталина — образец для подражания. В России ударными темпами строится изолированное «анти-западное» общество, во многом напоминающее Советский Союз как раз эпохи Сталина.

Война с Украиной стала поводом для российского президента заявить права на прилегающие территории — земли, исторически пребывавшие в составе Российской империи и, затем, Советского Союза. Но, похоже, никто даже в руководстве России не догадывается о том, что же строит Путин — Российскую империю 2.0 или Советский Союз 2.0.

В любом случае, центрально- и среднеазиатские сателлиты России не в восторге от всех этих планов. И предпочитают от них держаться как можно дальше. Недавний саммит ОДКБ — невразумительного блока, задуманного в противовес НАТО, а на деле превратившегося в «песочницу» для выяснения приграничных склок, продемонстрировал полное отсутствие желания подыгрывать Кремлю в опасной авантюре на Украине.

Не получив подтверждения военного участия, Путин решил все же «использовать» «союзников», подключив их к трудоёмкому процессу обхода западных санкций. «Самоизоляция» оказалась тяжким бременем для российской экономики, к тому же новые термины пугают население. Вот и пришлось «серый импорт» назвать красивым словосочетанием «параллельный импорт», а навязшее в зубах «импортозамещение» превратить в «технологический суверенитет» без технологий.

В широко очерченном Путиным пространстве «большой Евразии» вряд ли найдётся место небольшим странам Центральной и Средней Азии и тем более их самостоятельной политике. Как говорил, Великий вождь советского народа, процитированный президентом Токаевым: «Мы, азиаты, должны держаться вместе», что предполагает, как минимум контроль России, а как максимум, вхождение в состав Российской империи 2.0.

По мнению Путина, вместе российские азиатские сателлиты держаться должны хотя бы для того, чтобы помочь России хоть как-то наладить новые логистические пути. По словам российского министра транспорта, санкции фактически сломали всю логистику в России. Ещё также необходимо помочь в расчётах, ведь российские банки отключены от системы SWIFT. Ну и, естественно, обеспечить прохождение «серого импорта» из Китая…

Однако на этом фоне, именуемом, цивилизационным проектом «Большая Евразия», появляется новый, достаточно мощный игрок, в отличие от России не пребывающий в мировой изоляции. Турция, вынашивающая планы «Большого Турана», по существу реставрации Османского влияния на обломках Российской империи.

Ситуация с войной на Украине, поглощающая все силы России, только на руку турецкому президенту Эрдогану, уже давно пытающемуся распространить турецкое влияние на Среднюю Азию.

Идея «Большого Турана» — все равно, что идея Российской империи 2.0 для президента Путина. Эрдоган называл распад Османской империи величайшей геополитической катастрофой 20 века. Сродни тому, как Путин ностальгирует по СССР, президент Турции не скрывает своего намерения возродить Великую Турцию, желательно в таких же форматах и масштабах, как при могущественных Османах.

«Большой Туран» — квинтэссенция всего правления Эрдогана. Эта концепция включает в себя создание союза тюркских государств во главе с Турцией. Возрождение пантюркистской идеи, или «Национального идеала», началось после распада СССР. Анкара за эти годы создала десятки турецких лицеев на всем постсоветском пространстве, а через правительственную программу по линии правительственного агентства ТИКА обеспечила подготовку в турецких вузах будущей элиты тюркских республик. Высшее образование в Турции получили по программам ТИКА 26 тыс. бывших советских граждан из тюркоязычных республик и регионов России.

Турция инициировала создание в 1993 году тюркоязычными республиками Центральной Азии, Азербайджаном и Турцией Организации тюркоязычных стран и регионов. Позже был создан Тюркский совет, фонд ТЮРКСОЙ (Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства), в который входят 14 тюркских народов, включая Гагаузию, Башкирию, Татарстан, Алтай, Хакасию, Тыву и Якутию. И, наконец, в 2021 году — Организация тюркских государств (ОТГ). Несмотря на то, что объединение пока носит несколько аморфный характер, протурецкий вектор в регионе Центральной Азии постоянно усиливается параллельно с попытками ослабить там Россию.

ОТГ включает в себя ряд государств — Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, а также Азербайджан, с общим населением порядка 160 миллионов человек и с общим ВВП в размере около полутора триллионов долларов. На данный момент она уже полноценная международная организация со всеми необходимыми органами. Это серьёзный проект, который, по замыслу турецкого президента, должен ограничить влияние России и Китая в Центральной Азии и на Кавказе.

В 2020 году министр обороны Турции посетил страны Центральной Азии. В Ташкенте и Нур-Султане обсуждался вопрос создания так называемой туранской армии. В новый военный блок, согласно амбициозным турецким планам, должны войти Турция, Азербайджан, Казахстан и другие среднеазиатские республики бывшего Советского Союза, за исключением Таджикистана.

Хотя официально союзнические отношения оформлены только между Турцией и Азербайджаном, на деле Анкара осуществляет военно-техническое сотрудничество и с республиками Средней Азии. В марте 2022 г. Турция подписала дорожную карту военно-технического сотрудничества с Киргизстаном, в мае, непосредственно перед юбилейным саммитом ОДКБ, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Анкару, где, в том числе, были подписаны соглашения военного и военно-технического характера. Уже несколько последних лет Турция охотно предоставляет места в своих военных высших образовательных заведениях для курсантов из этих стран.

Во всех своих начинания в рамках «Большого Турана» Турция ведёт себя как самостоятельный игрок, не очень-то оглядываясь и на Россию, и на Китай. Однако нарастающие трения Турции с НАТО могут побудить Москву усилить за счёт Турции откровенно «декоративное» ОДКБ. Фактически и сама Турция может заинтересоваться таким проектом. Ведь ОДКБ в нынешнем его виде — откровенно немощное объединение, участники которого прекрасно понимают, что без крупного и сильного игрока им не обойтись. Россия откровенно увязла в бесконечной войне с Западом и похоже начинает к ОДКБ утрачивать интерес, продвигая ЕАЭС.

Центральная и Средняя Азия остаётся один на один с Афганистаном и бродячими бандами наркоторговцев, которые при благоприятных условиях могут представлять грозную силу для захвата власти.

На этом фоне «Большой Туран» с уверенной в себе Турцией выглядит стабильным и достаточно рациональным вариантом в условиях, когда «Россия на войне», а Китай выжидает.

Цветков Святослав

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх