Вопрос «обновления» мирового порядка в связи с новыми геополитическими реалиями неоднократно возникал после развала СССР. На Западе это привело к вполне обоснованным опасениям нового витка Холодной войны. А в остальном мире сразу несколько стран начали настоящую борьбу за статус нового мирового полюса притяжения. Действующий миропорядок их не устраивает.
Поскольку основой миропорядка является международное право, то единственным легитимным способом застолбить за собой полюс является пересмотр международных договоров. Россия в последние годы всерьез претендует на полюс, который когда-то занимал Советский Союз. И в борьбе за него, похоже, мало задумывается о последствиях своих решений.
Так, 7 ноября завершена процедура выхода России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договор утратил силу еще в июле 2007 года, поскольку Россия приостановила членство в нем. Документ был подписан 19 ноября 1990 года в Париже представителями 16 стран-членов НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия).
Договор, который вступил в силу в ноябре 1992 года разрешал обеим группам государств иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники. Суммарное количество не должно было превышать 40 000 боевых танков, 60 000 боевых бронированных машин, 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше, 13 600 боевых самолетов и 4 000 ударных вертолетов. После развала Организации Варшавского договора и СССР, а также расширения НАТО документ пересматривался и дополнялся. Из бывших стран Союза к нему присоединились Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина. Но Азербайджан и Грузия в итоге так и не ратифицировали соглашение. Среди стран НАТО больше всего систем вооружения было у… Германии. По большинству позиций перевес над США составлял 1,5-2 раза. Относительный паритет был только по боевым вертолетам. На вооружении Бундесвера их было на 15 штук больше.
Теперь Россия полностью сняла с себя все ограничения и обязательства. На Западе решение России осудили. В США отметили, что помимо самого факта выхода из Договора, Россия также вступила в военное противостояние с другой страной-участницей ДОВСЕ (Украина). «В свете этого фундаментального изменения обстоятельств Соединенные Штаты приостановят действие всех обязательств по ДОВСЕ между собой и каждым из других государств-участников с 7 декабря», — заявил советник президента США по вопросам безопасности Джейк Салливан.
Таким образом, Россия развязала руки не только себе, но и тем, кого объявила своими соперниками и откровенными врагами (см. список недружественных государств). И Салливан уж слишком очевидно намекнул, что Штаты и Ко вступают в гонку вооружений. Причем с заведомо более выгодных позиций. В ТОП-25 крупнейших мировых производителей вооружения — 12 американских компаний и 6 европейских (Великобритания, Италия, Франция, ЕС). То есть, больше половины. Российских компаний в этом рейтинге только две, а китайских — четыре. При этом доля России в мировом ВПК, по оценкам Стокгольмского международного института по изучению проблем мира, составляла последние 5 лет 18,6%, а Китая — 4,6%. Все остальное — США (38,6%) и их союзники.
Среди крупнейших импортеров вооружений по итогам 2022 года оказались Катар, Индия, Украина, Саудовская Аравия, Кувейт. Очевидно, что Украина в этом списке появилась по причине сложившихся обстоятельств, а не целенаправленной политики государства и покупает оружие на кредитные деньги. А вот остальные страны… Индия в последние годы массово отказывается от российского вооружения в пользу западного. Арабские страны также предпочитают западные образцы. Главным аргументом сейчас является боязнь попасть под вторичные санкции. Ведущие западные производители запускают новые производственные линии, чтоб удовлетворить колоссальный спрос, чтоб не только восполнить, но и нарастить запасы стран НАТО и их союзников. Война на Украине стала для них просто подарком — бесплатная реклама продукции в реальных боевых условиях. Счета оплачивают правительства. Плюс наращивается производство в смежных отраслях. И как результат — экономический рост и снижение безработицы. Просто джек-пот!
А вот перспективы России и ее ВПК оказались далеко не такими радужными, как предполагалось изначально. И с каждым новым днем СВО без реальных успехов наша ситуация ухудшается.
Запад постепенно возвращается к так называемой доктрине Трумэна от 1947 года, основой которой была политика «сдерживания» СССР по всему миру. Одним из основных факторов в сдерживании является экономика. Россию и Союз принято сравнивать по масштабам зависимости от «нефтегазовой» иглы. И это сравнение не в пользу современной России. Доля топливно-энергетических ресурсов в ВВП в годы СССР не превышала 5%, и с 1986 года постоянно снижалась. При том что на долю СССР приходилось до 20% мировой добычи нефти. В современных ценах СССР получал в год около $53 млрд. Нефтегазовые доходы в бюджете России 2022 года составили 9 542,6 млрд рублей, или $139,6 млрд (38%). Доля нефтегазового сектора в структуре ВВП России снизилась с 22,5% в I квартале 2022 года до 16,0% во II квартале 2023 года. В I полугодии нефтегазовые доходы федерального бюджета уменьшились на 47%.
Однако все познается в сравнении. Власти не устают заверять, что Россия, в отличие от СССР, слезла с «нефтегазовой иглы». Да, в 2015 году доля экспорта энергоносителей в доходах бюджета составляла 52%. В сравнении с этими цифрами мы слезаем с «иглы». Но все равно полностью проигрываем СССР. При этом Советский Союз был более экономически и технологически автономным. В то время как Россия существенно зависит от внешних рынков. Да, Китай занял ниши европейских производителей, которые ушли из России. Но именно это и показало, насколько мы зависим от мира. Во времена большего разнообразия производителей из разных стран это не так бросалось в глаза. Более того, Запад практически исчерпал свои санкционные возможности и взялся за борьбу с обходом ограничений и активно внедряет практику введения вторичных санкций. Это означает, что и часть китайских производителей будет вынуждена сделать выбор между Западом и Россией.
И если СССР не выдержал противостояния с Западом, имея изначально более выгодные позиции, то что будет с Россией. Видимо, руководство страны такой вариант исключает в принципе. История — лучший учитель. Но это не точно.
Воронцова Яна