Специальной военной операции не видно конца и края. Победные реляции власти впечатляют все меньше в связи с отсутствием результатов. Нам рассказывают, что бьют исключительно по военным объектам. Однако факты свидетельствуют об обратном. На момент начала СВО украинская армия являла собой не самого сильного противника. Россия имела кратное преимущество в живой силе и технике.
Это было безусловно нам на руку. Как и карты военных объектов времен СССР. Украина ведь не модернизировала свою военную и промышленную инфраструктуру, поэтому за десятки лет независимости там ничего особо не изменилось. Например, было основано только одно оборонное предприятие — НПО «Практика», производящее БТР и бронеавтомобили. Основные оборонные кластеры в Киеве и Харькове, а также бронетанковые заводы в Житомире, Львове и Николаеве были основаны еще до конца 1960-х. С воинскими частями и военными полигонами ситуация аналогичная.
В течение нескольких недель после начала СВО до 80% крупных украинских предприятий ВПК оказались блокированы российскими силами или же взяты под контроль. Не говоря уже о том, что вся территория Украины находится в зоне досягаемости российских ракет. В первые дни были атакованы военные аэродромы в Василькове и Гостомеле Киевской области, а также в Виннице. 13 марта 2022 года был нанесен удар по Яворовскому полигону во Львовской области. По официальным данным погибли 35 человек, по версии «Немецкой волны» — 61. Еще одним весьма болезненным для Украины был удар по воинской части в поселке Десна Черниговской области 17 мая 2022 года, где погибло почти 90 человек. В конце июля был нанесен удар по воинской части в поселке Лютеж Киевской области.
Все шло к тому, что украинская армия будет уничтожена со дня на день. Тем более наше Министерство обороны неоднократно рапортовало о поражении ракетами несметного количества военных объектов. В предпобедном угаре мы как-то не заметили, что Украина начала бить по нашим военным объектам. И поспешили связать это с поставками иностранных систем вооружений, которые начались летом 2022 года. Но первый звоночек того, что конфликт рано или поздно перейдет на территорию России прозвенел еще 25 февраля 2022 года. ВСУ нанесли удар по авиабазе Миллерово в Ростовской области в 16 км от границы с Украиной. Потом были многочисленные вылазки партизанов в приграничные регионы с захватом заложников, обстрелы, атака на Шебекинский район Белгородской области. Чего стоит диверсия на Крымском мосту в октябре 2022 года.
Летом нынешнего года Украина стала получать от США, Великобритании и Франции дальнобойные ракеты и ситуация начала меняться не в нашу пользу просто со скоростью полета этих самых ракет. Киев, надо признать, достаточно эффективно использует свой ограниченный арсенал ракет Storm Shadow/SCALP-EG и ATACMS. И главной их целью стали именно военные объекты в Крыму и на новых территориях России.
Первым подтвержденным применением Storm Shadow был удар утром 22 июня по мостам через Сиваш в Крыму. Нетрудно догадаться, что мосты использовались в том числе и для снабжения российской группировки в Херсонской области. 17 июля с помощью морских беспилотников был подорван Крымский мост, который является важной не только гражданской, но и военной логистической артерией.
Август-сентябрь стали поистине черными месяцами для Черноморского флота. В ночь на 4 августа украинские морские дроны атаковали военно-морскую базу ЧФ РФ в Новороссийске. В результате атаки был поврежден десантный корабль «Оленегорский горняк». 11 сентября ВСУ нанесли ракетный удар по сухим докам Севастопольского морского завода. Тяжелые повреждения получили большой десантный корабль «Минск» и подводная лодка «Ростов-на-Дону». Через 11 дней был нанесен удар по штабу Черноморского флота.
Параллельно в августе ВСУ ударили беспилотниками по военному аэродрому «Сольцы» в Нижегородской области и аэропорту Пскова. Об атаках на Москву и ее гражданские (!) аэропорты даже вспоминать не хочется.
В октябре мы не смогли предотвратить удары по военным аэродромам в Бердянске (Запорожская область) и Луганске. Ракеты ATACMS уничтожили и повредили, по оценкам различных международных экспертов от 9 до 17 вертолетов. Результаты этого удара стали, вероятно, крупнейшей одномоментной потерей воздушных судов в России со времен Великой Отечественной войны.
Начало ноября также выдалось неудачным для Крыма. ВСУ ударили ракетами SCALP-EG по судостроительному заводу «Залив» в Керчи, который является самой большой верфью в Восточной Европе. В результате удара получил повреждения самый современный малый ракетный корабль ВМФ РФ «Аскольд» (проект 22800 «Каракурт») — носитель крылатых ракет «Калибр».
Безусловно, хвалить врага — последнее дело. Но нужно смотреть правде в глаза, а не жить иллюзиями. Вышеописанная хронология весьма показательна и говорит о том, что Россия перестала бить по военным объектам Украины. Несколько ударов по одному из основных военных аэродромов ВСУ в Староконстантинове Хмельницкой области ситуацию кардинально не изменили.
Если бы сводки Минобороны были правдой, то вся оборонная инфраструктура Украины за почти два года была бы полностью уничтожена. По данным Forbes, с начала СВО Россия использовала 3081 ракету общей стоимостью $22,8 млрд. В составе ВСУ более 1400 различных воинских частей, но боевых — меньше 100. Таким образом, этого количества ракет хватило бы для полного дистанционного выведения ВСУ из строя в считанные недели без наземной операции. Ну а раз ракеты летят, а Украина продолжает воевать, значит попадания идут по гражданским объектам. Например, в Одессе во время удара в ночь на 6 ноября поврежден местный художественный музей. Ранее был разрушен алтарь крупнейшей православной церкви в самом центре города — Спасо-Преображенского собора. Во время одного из обстрелов Харькова были уничтожены среди прочего популярный ресторан и колледж, в Запорожье поврежден отель, в Краматорске — пиццерия, в Кременчуге — торговый центр, в Виннице — частная клиника, в Чернигове — драмтеатр…
Многие скажут, мол, издержки войны или эксцесс исполнителя. Но Украина наносит ответные удары по нашим позициям в новых регионах, уничтожая военную и гражданскую инфраструктуру. Мы получили территории с полной разрухой и лунным пейзажем, где населенные пункты необходимо восстанавливать с нуля. И мы должны себе в этом признаться, а не слепо верить сказкам, что вот-вот победим Украину/Америку/НАТО и сразу заживем. Только адекватное восприятие реальности и эффективные действия позволят нам смотреть в будущее.
Воронцова Яна