Или как пара генералов решает проблемы СВО
21 сентября миновал год с начала проведения частичной мобилизации.
Нельзя сказать, что заявление председателя комитета Госдумы по обороне генерал-полковника Андрея Картаполова насчет закрепощения всех мобилизованных россиян в зоне боевых действий до самого окончания СВО вызвало сильное возмущение или, того хуже, обильное одобрение. Но кое-какие последствия возымело.
Развивая свое заявление в интервью «Парламентской газете» и отвечая на вопрос о конкретных нуждах мобилизованных, Картаполов сказал: «Главная проблема, по моим ощущениям, остается одна — недостаточная консолидированность нашего общества. Вот этого не хватает — сплочения, единого порыва. И сами ребята с передовой тоже на это обращают внимание».
Давайте не будем впадать в эмоции, измышляя, какие такие «ребята с передовой» рассказали госдумцу в Москве, что «все у нас есть, отец родной, лишь консолидации общества нам тут, в окопах, не хватат!» Коль уж товарищ генерал там, в ответе газете, приплел и 28 панфиловцев, и вспомнил, что «вся Красная армия в годы Великой Отечественной состояла из мобилизованных», давайте и мы вспомним.
Товарища генералиссимуса Сталина. Который накануне той войны предупреждал: «У каждой ошибки есть имя и фамилия».
Потому что если член законодательного органа в интервью печатному органу законодательного собрания в ответ на законодательный термин «мобилизованный» (подразумевающий законодательное сопровождение в форме прописанных гарантий, как то: срок, отпуск, компенсация и т.д.) несет популистскую пургу насчет «единого порыва», то…
…«Скажите депутату Картаполову, что ребята с передовой очень ждут его там для «единого порыва» после его слов о том, что ротации не будет», — получает он в ответ. Дальше — больше.
Под постом «Вконтакте» с прямым эфиром губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова стали массово появляться комментарии с требованием вернуть мобилизованных родственников: «Мобилизованные — морально и физически истощены, им нужна замена»; «Помогите вернуть мужа, куда я только не писала, он сейчас находится на СВО, у нас 4 детей».
На странице ВК Саратовского губернатора Романа Бусаргина местные жители тоже подняли вопрос о демобилизации: «Когда уже будет смена мобилизованных граждан? Помогите, пожалуйста, донести до нашего руководство страны, что нашим мужчинам нужна смена! Крик о помощи».
В Ярославской области более 100 женщин подписали обращение к губернатору, в котором призывают его попросить Владимира Путина на законодательном уровне установить срок службы для мобилизованных.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил о том, что правительство региона направило просьбу в штаб ЮВО о предоставлении отпуска мобилизованным землякам, т.к. в комментариях к постам Голубева также массово жаловались родственники мобилизованных.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что в ответ на обращение жены воюющего в СВО обратится в администрацию президента и Минобороны с запросом о ротации мобилизованных. Он также подчеркнул: от него и от Минобороны «звучало, что мобилизация проходит НА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ» (выделено нами — Ред.), «но сейчас действительно бойцы находятся там уже по одиннадцать месяцев, требуется ротация, безусловно».
Ну, в подписанном Владимиром Путиным приказе № 647 от 21 сентября 2022 года о частичной мобилизации нет ни слова об отпусках или ротации. Но в конце прошлого года во время послания Федеральному собранию президент заверил, что каждый участник СВО должен иметь право на отпуск раз в полгода. А в середине июня во время встречи с военными корреспондентами сказал, что да, закон не предусматривает конкретных сроков ротации, но возвращать мобилизованных нужно, и такие моменты обсуждаются в Минобороны.
То, что в Минобороны проблему обсуждают, члены семей мобилизованных пишут воззвания, а законодатель и глава военного комитета ГД Картаполов сказал однозначное «нет!» ротации, породило встречную версию: подобное стечение обстоятельств, мол, может свидетельствовать о подготовке властями новой волны мобилизации, которая будет подана под соусом «ротации». Ну, как динозавры из СССР помнят — «по просьбам трудящихся».
А тут еще ленинградскому губернатору Дрозденко ответил коллега Картаполова по Госдуме и генеральским погонам — известный своей трактовкой течения СВО Андрей Гурулёв. «Если губернатор призывает к ротации, то за счет чего? Новой мобилизации точно не будет, идет набор контрактников, — заверил он. — Новая мобилизация будет очень неэффективной — людей придется долго обучать, а государство лишится рабочих рук в тылу».
Вредитель в этом месте взял бы да и брякнул, что в зоне СВО бывает всяко: воюющая армия тоже имеет обыкновение лишаться солдатских рук на фронте-то. Не зря даже Гурулёв признаёт, что «полки, которые были на самых тяжелых направлениях, отведены назад для восстановления боеспособности».
Не зря, конечно, он лично еще два месяца назад писал: «Ротация, конечно, нужна. Полтора месяца сумасшедшего дома — ни дня, ни ночи, ни минуты передыху… Бойцам хочется поесть нормально, помыться, поспать спокойно, чтобы над тобой не свистело, не летало».
Конфуз, конечно, но наш генерал и здесь не дал маху. Аккурат годовщину начала мобилизации он отпраздновал блещущим новизной предложением: провести мобилизацию среди безработных. «Люди вообще нигде не работают, трутнями сидят на бирже труда», — обосновал он свою мысль.
Украсив ее поворотом в тыл: насчет 12-часового рабочего графика на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «Я помню стариков, которые мне рассказывали, как было в войну, — вспоминал госдумец. — В Чите бабушка четыре года вкалывала, причем у них рабочий день был по 12–15 часов, без выходных и проходных. И никто вопросов не задавал».
Если соединить воспоминания и вопросы, то коллега Андрея Гурулёва — Андрей Картаполов — может вспомнить его ответ губернатору Александру Дрозденко насчет вредности новой мобилизации (или безработных не надо долго обучать?) и достаточной комплектации СВО контрактниками ради сохранения рабочих рук в тылу.
Но будет ли задавать вопрос насчет корреляции разнонаправленных аксиом один Андрей другому Андрею — неизвестно. В отличие от жен мобилизованных.
Василий Хайруллин