Грабли из червонного золота

Почему мы, крутя пальцем у виска фотографии деда в буденовке, со страхом посматриваем на внуков

Грабли из червонного золота

В народе до сих пор бытует патриотическая история, как советская власть новой России показала Западу жирный кукиш, отказавшись выплачивать внешние долги царского правительства, равные к октябрю 1917-го 12,5 млрд. руб. Как бы не так.

Точнее, вначале — так, комиссары в пыльных шлемах (С) без шуток в адрес буржуинов — как мимо тёщиного дома — не ходили: 21.01.1918 Всероссийский центральный исполнительный комитет издал декрет о «безусловном и без всяких ограничений аннулировании всех иностранных займов». Кому должны — прощаем.

Переговоры с Великобританией, Францией (основными кредиторами, на долю которых приходилось 80% царских долгов) и США, вяло тянувшиеся с 1919-го до начала Второй мировой, — точнее, до 01.01.1939-го, так ничем и не закончились. После войны, казалось, о каких-то долгах и думать было смешно.

Пока не пришли голодные 80-е и всем в СССР вдруг стало «кусать осень хоцецца». И не возник вопрос внешнего заимствования для окормления подопытного населения (на новые кредиты до урегулирования проблем с неоплаченными Запад, как водится, ввел санкции). И тогда вдруг оказалось, что долговые расписки пусть на пожелтевшей бумаге, но — вот они, s’il vous plait, месье, не угодно ли рассчитаться за прошлый обед? Почитай поболе полвека прошло, говорите? Спасибо, что напомнили, а то мы о процентах забыли!

Британия. Всего там хранилось 498,1 т из 1312,3 т золота Российской империи, накопленных к началу Первой мировой, каковые почти полтыщи тонн Лондон обещал вернуть после войны. Здесь надо признать: невзирая на непогашенные долги, гадкая англичанка не тронула за все годы ни унции — такова нерушимая мировая практика. Но в августе 1986-го, согласно подписанному Москвой и Лондоном соглашению «Об урегулировании взаимных претензий в области финансов и собственности, относящихся к периоду до 1 января 1939 г.», СССР — в обмен на новые кредиты «на хлеб» — от этого золота отказался официально. Включая 5,5 тонн личного золота самодержца-императора Николая II, хранившиеся до последнего в Barings Bank.

С Францией вопрос пришлось утрясать уже России. В ноябре 1996 года в Париже был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики. Предусматривавший, что Россия выплатит Франции $400 млн. И РФ сделала это в виде восьми платежей по $50 млн. в течение 1997–2000 гг. Также Москва обязалась не требовать возвращения всех находившихся во Франции бывших российских активов включая золота, переданного Парижу адмиралом Колчаком. Согласно справке Народного комиссариата финансов РСФСР от июня 1921-го, за период правления «атмирала» золотой запас России сократился на 182 тонны. Неплохие проценты по долгам наросли, да?

Да, согласно финансовой части Брестского мира — договора, подписанного 3 марта 1918-го Советской Россией и державами, обеспечившими выход РСФСР из Первой мировой, Москва обязалась выплачивать компенсацию «за ущерб, нанесённый в результате российских действий», и в качестве части контрибуции в сентябре того же года отправила два «золотых эшелона» с 93,5 тонны золота. Германии.

Каковая после поражения в войне передала его в качестве контрибуции по Версальскому мирному договору странам-победительницам: большую часть — Франции, меньшую — Англии. Так вот, согласно англо-советскому и франко-российскому соглашениям это золотишко тоже пошло в счет уплаты за большевистский «жирный кукиш буржуям».

Доходило до анекдотов. Молодой Стране советов нужна была еда, станки, электрификация и т.д., которые она ввиду отсутствия тогда разведанных запасов нефти и газа могла купить лишь за золото. Двуличный же Запад в лице главных обиженных кредиторов Российской империи — Британии, Франции, США ввел санкции не только на новые кредиты, но и на закупку драгметалла. Одной рукой. Другой полуподпольно покупая его по цене на 20–30% ниже стоимости на мировом рынке.

По данным Госбанка СССР только за период с 01.10.1927 года по 01.11.1928 за границу из СССР вывезено более 120 тонн золота. Такие масштабы достигались благодаря перевалочной базе в Германии, которая сама пребывала под санкциями после Первой мировой и тоже нарушала их как могла. С другой стороны, за этим «левым» золотом охотились Франция и Англия, рассматривая таковое (в отличие от царского, принятого банком под расписку) в качестве законной флибустьерской добычи.

Доходило до анекдотов. В США отправлен «золотой эшелон», который по дороге через Берлин был экспроприирован во Франции тамошними властями. Представитель Госбанка СССР в США В. С. Коробков, который должен был обеспечить предварительное уничтожение на слитках советских клейм (такие, обезличенные, назывались «свинки»), попал под суд с обвинением: «Настоял в 28 г. на завозе в Америку золота, не отнесся к этому с должной вдумчивостью и осторожностью, в результате чего 10 мил. советского золота было захвачено французским банком». (Кстати, при подписании франко-российского Меморандума о возврате долгов царского правительства эти тонны учитывались, или «на нэт и суда нэт»?) А Короткову еще повезло: расстрельный приговор заменили 10-летним сроком…

К чему весь этот исторический ликбез? Этот исторический ликбез к тому, что держава (царство, империя) в расчете на длинную историю не имеет права мыслить запросами одного поколения граждан (подданных). Так, вполне вероятно, в средине 80-х – 90-х прошлого века еще были живы те, кто 21 января 1918-го кричали: «Что, буржуи, съели? Хрен вам, а не деньги!» Но подавляющее большинство внуков в это время платило Западу. С процентами. Из своего кармана. За своего деда в пыльном шлеме. Пыльным мешком из-за угла ударенного.

Да, плохо, что человек смертен и даже, согласно максимы Воланда, «иногда внезапно смертен» — вот в чем фокус оперирования большинством временными категориями лишь в масштабе поколения. Более трезвые индивидуумы думают о детях. О внуках. Государство, как сверхструктура, хоть и руководимая смертными и внезапно смертными, обязано глядеть за горизонт времен. Коль хочет жить долго и счастливо.

К чему эти сентенции? Эти сентенции к тому, что через 100 лет буквально, каковые для государства есть миг, ситуация повторяется. Зеркально.

После начала СВО на Украине российские власти сами сообщили, что в результате введения санкций против ЦБ РФ заморожены более $300 млрд. золотовалютных резервов. За прошедший год как только не смеялись над этим фактом: мол, нет такого в мировой практике и истории, чтобы деньги целой страны отжали! Да, в практике нет — нетронутое царское золото в хранилищах лондонского Сити тому подтверждение. А в истории? После августа 1986-го, когда сами отдали? Ась?

Теперь вон арбитражный трибунал при Постоянной палате Третейского суда в Гааге обязал Россию выплатить украинской госкомпании «Нефтегаз» компенсацию в $5 млрд. за активы, потерянные в Крыму. «Нефтегаз» уже сообщил, что готов приступить к экспроприации зарубежных российских активов, если не получит деньги по решению суда.

А тут, как назло, мы помним расчеты, что потери «Газпрома» от закрытия европейского рынка превысят $40 млрд. в год. Знаем о предложении Госдумы расширить внутреннее потребление газа, продавать его по долгосрочным контрактам по принципу «бери или плати», навязываемому ранее Украине и странам Европы. Подсчитываем, что компенсация потерь «Газпрома» обойдется в 22,6 тыс. рублей в год. Каждому россиянину. Теперь добавляем к этой сумме $5 млрд…

Вот только неправ тот, кто думает, что смертные во главе государства не глядят за горизонт времен. Россия готова к дипломатическому урегулированию ситуации на Украине, — еще месяц назад заявила представитель МИД РФ Мария Захарова. — Но только при условии снятия с РФ всех санкций И ИСКОВ (выделено намиРед.) в международных инстанциях. Думают, крепко думают о контрибуциях-репарациях. Ибо хоть Мария Владимировна и нет (пришла на Смоленскую-Сенную в 2003-м), а её начальник Сергей Викторович в МИД с 1972-го, помнит, как готовились документы о возврате «долгов чести». И с какой кровью их проходилось отдавать.

К тому же новые иски валяться, как из рога изобилия. Из-за активов в том же злосчастном Крыму с 2015-го судится с нами украинский «Приватбанк». Апелляционный суд в Гааге прошлым летом в полном объеме отклонил требования России по обжалованию.

На днях украинский олигарх Ринат Ахметов завил, что инициирует арбитраж против России за захваченные активы в Донецкой и Луганской областях. К последним он относит десятки предприятий добывающего, металлургического, энергетического секторов, в том числе «Енакиевский металлургический завод», «ДТЭК Ровенькиантрацит», «ДТЭК Свердловантрацит», учебно-тренировочную базу «Кирша» и «Донбасс Арену», в строительство которой было инвестировано более $400 млн.

В 2018-м с его же стороны был подан иск в арбитражный суд в Гааге по энергетическим активам корпорации ДТЭК в том же злосчастном Крыму, а в 2022 году — в ЕСПЧ, по поводу активов, пострадавших после начала СВО на Украине в феврале прошлого года.

Мы, радуясь Крыму, который и без этих миллиардных исков плелся в компании с Якутией (!) в антирейтинге регионов — финансовых обуз России, поддерживая спецоперацию, так вот: не напоминаем ли мы сами себе наших блаженных дедушек в пыльных шлемах, радующихся, что «обманули буржуина-дурака на четыре кулака»?

Василий Хайруллин

 

 

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх