История Пригожина, или Дав слово — мочи
Казалось бы, катастрофа малайзийского Боинга рейса МН17 в небе над ДНР 17 июля 2014-го должна была многому нас научить. Помните? Телеканал LifeNews сообщает о «новой победе донецких ополченцев», сбивших транспортный Ан-26 ВВС Украины (новость позже удалена). Затем RT: «Испанский диспетчер Карлос: два украинских военных самолёта были рядом с Boeing перед его исчезновением». Позже Интерфакс: «Целью украинской ракеты мог быть самолет президента России». Эстафету подхватывает МК: «Люди в «Боинге» были мертвы до падения: «Часть трупов — «несвежая».
И так далее: ракета «Бука» ВСУ; ракета МиГ-29 ВСУ «точно в кабину пилотов», «короче, не было, скорее всего, никакого «Бука»; ракета, но не «Бука» и не МиГ-29, а Су-25; на борту «Боинга» взорвалась бомба…
И вот, как говаривал Черномырдин, никогда такого не было, и вот опять! Росавиация: самолет с Пригожиным взорвали. Следком: следствие рассматривает все версии, включая ошибку пилотирования, технические неполадки и внешнее воздействие. Иные источники: бизнес-джет «Embraer Legacy 600» с регистрационным номером RA-02795 сбит огнем ПВО.
В игру включились даже янки. The Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц США: было покушение на Пригожина с помощью бомбы или иной дверсии. Reuter: два американских чиновника говорят о ракете класса «земля-воздух», то Пентагон заявляет, мол, его спутники ракет не фиксировали.
На этом фоне следователи не могут найти и допросить руководителей и владельцев фирмы «МНТ Аэро», которой бизнес-джет принадлежал. Номинальная владелица Ольга Губарева в отпуске на Кавказе и не поднимает трубку. Артем Степанов, которого еще называли «личным пилотом Пригожина», улетел на Камчатку и с ним нет связи. Его партнера Кирилла Щербакова вообще давно никто не видел в московском офисе фирмы. Следствие зашло в тупик?
А тут еще и фирма-изготовитель, бразильская Embraer, плеснула авиационного керосину в костер эмоций: эта модель представительского самолета за более чем 20 лет эксплуатации имела только одну аварию, которая лишь подтвердила неубиваемость джета. Да, было дело, когда в небе над Мату-Гросу гигант Boeing 737-8EH и частный «Legacy 600» ударились плоскостями крыльев на встречных курсах на эшелоне 11 тыс. м. Boeing упал, погибло 154 человек. Embraer, несмотря на серьезные повреждения крыла, успешно приземлился, никто из находившихся на борту не пострадал.
Спрашивается, зачем нам вся эта шелуха версий, когда очевидцы слышали в небе два взрыва и видели падающий затем самолет?
«Евгений Викторович был очень активен для своих лет, был важной персоной государственного масштаба. Но в последнее время он либо не видел, либо не хотел видеть полную картину происходящего в стране, — так помянул погибшего глава Чечни Рамзан Кадыров, «терки» которого с упокойником были в последнее время у всех на виду. — Я просил его оставить личные амбиции в угоду делам первостепенной государственной важности. Но такой уж он был, Пригожин».
Президент Владимир Путин высказал слова соболезнования почему-то в разговоре с врио главы ДНР Денисом Пушилиным: «Это был человек сложной судьбы, и ошибки у него были серьезные в жизни, и добивался он результатов нужных. И для себя, и тогда, когда я просил его об этом для общего дела, как вот в эти последние месяцы».
Несложно вспомнить, что самолет шефа ЧВК «Вагнер» упал и сгорел вместе с людьми ровно через два месяца после пресловутого похода Пригожина на Москву, конечно же принесшего некоторые неудобства хозяину Кремля. А ВКС РФ из-за огня вагнеровцев за один день потеряли три Ми-8МТПР, по одному Ми-8, Ка-52 и Ми-35, а также воздушный пункт управления самолет Ил-18. С экипажами.
«А дурак ПВО-шник в колонне все взлетающее сбивал!» — прокомментировал тогда действия своего ЧВК Евгений Викторович. Воля ваша, но так и просится вывод, что способ сведения счетов с человеком сложной судьбы этот человек избрал себе сам. Сложно в исполнении, но исторически поучительно.
И еще одно наблюдение: на момент, когда соболезнования погибшим высказали и Кадыров, и Путин, не вступил в этот хор еще один «друг» Пригожина — Александр Лукашенко. Тот самый, который, казалось бы, блестяще разрулил ситуацию с походом вагнеровцев на Москву к вящему для всех (на тот момент) удовлетворению.
«Я и сказал Пригожину: «Это — гарантия». «Что дальше?» «Вплоть до того, что я выведу тебя в Беларусь и гарантирую тебе полную безопасность», — это свидетельство самого Александра Григорьевича. «Они начнут нас мочить», — привел слова Пригожина белорусский лидер. «Я говорю: «Не начнут. Я тебе гарантирую. Это я беру на себя. В контакте были с руководством России», — признается Лукашенко. М-да, после таких «гарантий» надо долго думать, прежде, чем выступать с соболезнованиями.
Вот и раздаются голоса: «Ни гарантии Путина, ни гарантии Лукашенко теперь не стоят и гроша. И это будет учитываться при той „заморозке конфликта“, о которой так много говорят разные эксперты-комментаторы. Какая заморозка, если вы не отвечаете за слова и вам все равно никто не верит?»
Почему поверил ушлый-преушлый Пригожин? Как справедливо заметил Путин, это «был человек сложной судьбы», жизненные университеты которого охватывали разнообразные специфические грани, но вряд ли включали глубокие познания из области истории Государства Российского.
Иначе б он сделал вывод из судьбы замахнувшихся на Москву Ивана Болотникова (ослеплен и утоплен в проруби), Стеньки Разина (подвергнут пыткам, четвертован) и Емельяна Пугачева (подвергнут пыткам, четвертован).
Василий Хайруллин