На днях президент Чечни Рамзан Кадыров призвал жителей регионов начать так называемую «самомобилизацию». По его словам, глава каждого региона должен организовать создание отряда из 1 тысячи добровольцев для участия в специальной военной операции на Украине. Это позволит избежать объявления массовой мобилизации и одновременно сформирует целую армию численностью 85 тысяч человек.
Кадыров вполне логично решил начать с Чечни. Стало известно, что Администрация чеченского лидера готовит проект постановления о мобилизации с 1 октября до конца года «основного и резервного составов призывной комиссии». Призывать будут местных жителей 1995-2004 годов рождения.
К подобной инициативе присоединились более 20 регионов. Вопрос финансирования этих формирований четко не определен. В некоторых регионах средства идут из бюджета и иногда дают «подъемные». Глава Крыма Сергей Аксенов выступает за внебюджетное финансирование — за счет коммерческих организаций. То есть, бизнес планируют «обрадовать» новым оброком.
Стоит отметить, что в национальных образованиях создать подобные формирования будет легче, ведь у руля таких республик/автономий/краев находятся местные князьки и прочие представители этнической элиты. А их слово, как правило, выше закона. Кадыров — яркий пример. Россия конечно является федеративным государством, но центральная власть достаточно сильна. Да, должность главы региона выборная, но не секрет, что в абсолютном большинстве случаев побеждает фаворит Кремля. Если речь про регионы с сильными консервативными культурно-этническими традициями, то фигура будущего руководителя является консенсусом местных элит и федерального центра. Особенно это касается Кавказа и Татарстана, где националистические идеи весьма популярны. Хотя и в других национальных республиках в первой половине 90-х гг. были довольно сильные сепаратистские движения. Это и Тыва, и Карелия, и Башкирия, и др. Способствовала этому прежде всего слабость федерального центра и сила ожидания светлого будущего после избавления от советского рабства. Тем более перед глазами был пример национальных республик бывшего СССР. Россия оказалась на грани парада суверенитетов. Но тогда ситуацию удалось удержать: на Кавказе — с помощью войн и силовых спецопераций, в Татарстане — Договором о взаимном делегировании полномочий. Со временем сепаратистские тенденции практически сошли на нет. В настоящее время активные деятели национальных движений проживают в основном за границей.
Однако результаты спецоперации на Украине обнажила реальные проблемы, о которых, власть, похоже не догадывалась. Прежде всего с армией и оборонпромом. Да и эффект от санкций уже скоро станет очевиден даже для граждан, абсолютно ослепленных патриотизмом и верующих в силу русского оружия. Федеральный центр слабеет на глазах. Как и в конце 1980-х — начале 1990-х.
На этом фоне желание лидеров ряда регионов создать подобные формирования является очень опасным сигналом. На первый взгляд, тысяча человек — не так уж и много. Но не нужно забывать, что это не гигантский литературный кружок, а полноценный военный отряд. В национальных республиках большинство личного состава будет одной этнической группой. И это будут не русские. Этот отряд за счет либо бюджета, либо бизнеса оденут, обуют, обучат и отправят на Украину набираться боевого опыта.
А затем они вернуться в Россию. Да, не все. Но! Погибшие и раненые станут реальными героями местного этноса. А живые — ударным костяком и инструкторами для новобранцев, преданным лично руководителю региона законным вооруженным формированием. И вскормленным по сути за счет России.
Еще одним тревожным звоночком является то, что с такой инициативой выступил именно Рамзан Кадыров. У этого «пехотинца Путина» уже есть свои именные отряды, но он хочет еще один с вполне официальным статусом. «Кадыровцы» уже воюют на Украине, и, по словам очевидцев, не слишком успешно. Вернее они не спешат на передовую, а снимают в глубоком тылу ролики о том, как они отрядом в 20 человек отбили атаку танковой армии НАТО. Хотя на самом деле находятся далеко от линии фронта, в селах, которые в составе условной ДНР еще с 2014 года. Там же они терроризируют мирных, мобилизованных и добровольцев. И управы на них нет никакой — российские командиры им не указ.
Ни для кого не является секретом, что правоохранительные структуры в Чечне, в частности Росгвардия, подчиняются не центральной власти, а персонально Кадырову. Теперь он захотел еще и официальный военизированный отряд. Хотя в июле он утверждал, что сформированы четыре новых батальона «Ахмат». Тогда же он предложил разместить в горах Чечни базу ПВО. Не нужно питать иллюзии, что контролировать эту базу будет Министерство обороны России. Подобные действия и инициативы можно объяснить только подготовкой к войне против России за счет самой России. Система ПВО нужна Кадырову, чтоб в случае военного столкновения с федеральными силами нейтрализовать ВКС. Другого логичного объяснения нет. Нужно помнить, что этот «пехотинец» в свое время хвастался тем, что убил первого русского в 16 лет. А нынешний глава парламента Магомед Даудов участвовал в Первой чеченской на стороне войск Ичкерии. Тогда ему было 14 лет. Есть еще одно свидетельство того, что клан Кадыровых перешел на сторону федералов из конъюнктурных соображений, а не идеологических. И на самом деле там нет даже намека на уважение к русским и России. За время пребывания Рамзана Кадырова на руководящих должностях, количество русских в Чечне снизилось более чем наполовину. Свыше 95% жителей республики — чеченцы. Конечно ходят слухи, что далеко не все чеченцы уважают Кадырова. Но абсолютное большинство из них при любой возможности восстанет против России и русских. Под предводительством любого вождя и ради независимой Ичкерии.
Схожая ситуация может возникнуть и в остальных 30 национальных образованиях, общая площадь которых — 53% территории РФ. Суммарно этнических русских — около половины от всего населения этих регионов. В случае дальнейшего ослабления Кремля все может выйти из-под контроля. На изрядно потрепанную армию, надежды мало. Возможно, в России снова наступают смутные времена с их внешними и внутренними войнами, беспощадной борьбой за власть, хаосом и всеобщим обнищанием.
Воронцова Яна