О дивный новый мир: Россия проигрывает битву за доминирование

Тема мирного урегулирования конфликта на Украине периодически всплывает в информационном пространстве. В последнее время довольно часто. Импульс такой дискуссии придают встречи советников по вопросам национальной безопасности и советников по внешней политике по имплементации так называемой «Формулы мира» президента Украины Владимира Зеленского. Встречи рассчитаны прежде всего на страны Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых так и не определились со своей позицией по Украине. В течение почти двух лет они пытаются найти баланс между Россией и Западом. При этом в Киеве, Брюсселе и Вашингтоне уже прямо требуют не сидеть на двух стульях, а выбрать какую-либо сторону.

О дивный новый мир: Россия проигрывает битву за доминирование

Ультиматум «Или с нами, или против нас» похоже работает. Если в первом саммите по вопросам Украины, который прошел в конце июня в Копенгагене, приняли участие представители 13 стран и ЕС, то во встрече в саудовской Джидде в начале августа — больше 40. Примечательно, что в переговорах в Саудовской Аравии активно участвовал Китай.

И вот на днях на Мальте прошел третий саммит советников, в котором приняли участие представители уже 66 стран, в том числе Глобального Юга. Без Китая, но в данном случае успешно справились и без него.

Отдельного внимания заслуживают не только участники саммитов, но и пункты той самой «Формулы мира», которые Зеленский озвучил год назад. Их всего 10. Если положения о ядерной, продовольственной, энергетической безопасности и противодействие экоциду еще можно отнести к разделу «все сразу и ничего толком», то большинство пунктов откровенно антироссийские. «Формула», в частности, включает возвращение всех пленных, прекращение боевых действий и вывод российских войск, восстановление территориальной целостности Украины, трибунал для российского военного командования, гарантии безопасности для Украины и фиксация окончания войны.

Если говорить простыми словами, то Зеленский требует прекратить СВО, отдать Украине Крым, Донбасс, Запорожскую и Херсонскую области, подписать официальный пакт о капитуляции России и судить в Гааге всех — от верховного главнокомандующего и министра обороны до последнего рядового повара, который в глубоком тылу варил солдатам кашу.

Примечательно, что все участники саммитов (в том числе страны Глобального Юга) поддерживают территориальную целостность Украины. Другими словами — наши союзники/сателлиты не считают Крым, ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области частью России.

И что же в такой ситуации делает МИД России? Ничего. Стоит напомнить, что Россия не была приглашена на все вышеупомянутые встречи. Но и своего переговорного формата мы тоже за почти два года не создали. «Наша позиция остается в силе: мы готовы договариваться, но договариваться с учетом тех реалий, которые сейчас сложились на земле, и с учетом нашей позиции, которая всем хорошо известна, с учетом наших интересов, интересов нашей безопасности, интересов недопущения создания на границах России враждебного нацистского режима, который открыто продекларировал цель истребления всего русского на тех землях, которые и в Крыму, и в Новороссии осваивались, обустраивались и обживались русскими людьми столетиями. Вот, наверное, в чем сейчас состоит суть проблемы», — заявил в конце сентября министр иностранных дел Сергей Лавров.

Звучит уж слишком самонадеянно. Позиция наша действительно известна. Но, во-первых, набор ультиматумов никому не интересен, если нет готовности к компромиссу. А эта готовность не просматривается. Во-вторых, «реалии, которые сложились на земле». Можно сколько угодно заниматься самовнушением о нашей военной мощи, но Россия, имея абсолютное преимущество в живой силе и технике, за два неполных года не смогла установить контроль не то что над всей Украиной, а даже над той самой Новороссией. На сегодня, под контролем российских войск находится лишь небольшая часть Харьковской области, мы отступили из Херсона, особых успехов на пути к границам ДНР и ЛНР тоже не видать. Юридически включить в свой состав регионы — много ума не надо. Достаточно составить документ и поставить подпись. Но на деле все намного сложнее.

Многие иронично задаются вопросом, а действительно ли СВО идет по плану. А утвердительный ответ встречают ухмылкой. Но на самом деле все действительно идет по плану. Просто план был один — брать силой, не жалея ресурсов, в том числе и человеческих. Другие возможные варианты развития событий командование не рассматривало. Отсутствие гибкости и неспособность делать выводы из ошибок усугубляют провалы.

Ситуация на фронте далека от желаемой. И на этом фоне Россия почему-то продолжает диктовать условия и считает себя без пяти минут победителем в схватке с Западом. На чем основана уверенность в успехе этой стратегии МИД не совсем понятно. Дипломаты не позаботились о том, чтобы многочисленные варианты возможных мирных планов были готовы еще ДО начала спецперации. Россия сейчас, как одинокая дама бальзаковского возраста, которая уверена в своей неувядающей красоте и что кавалеры всех мастей будут выстраиваться к ней в очередь. Пока выстраиваются только нищие альфонсы, да и тех с каждым днем все меньше.

Подтверждением такой позиции могут служить слова министра обороны Сергея Шойгу, сказанные несколько дней назад на Сяншаньском форуме в Пекине: «На случай создания необходимых условий сохраняем готовность к политическим дискуссиям на реалистичных началах – как по постконфликтному урегулированию украинского кризиса, так и по параметрам дальнейшего сосуществования с Западом в целом».

В контексте полного бездействия МИД это звучит как оксюморон. Военно-политическое руководство пустило все на самотек, отдав стратегическую инициативу Украине. И в Киеве этим воспользовались. Архитектура международной безопасности, в том числе и продовольственной, формируется уже сейчас на компромиссах по «Формуле» Зеленского. И эти компромиссы, сомнений нет, будут найдены.

А России, если она в ближайшее время не предложит какой-то реально работающий план, места в новой архитектуре не будет. Никто не станет в угоду нам задним числом пересматривать какие-либо положения компромиссной «Формулы». Глобальный Юг, особенно Индия и Китай, будут отстаивать прежде всего свои собственные интересы, а не продвигать наши. Россия остается за бортом формирования нового мирового порядка с его правилами и сферами влияния. Мы декларировали стремление к новому миропорядку с усилением роли России, но когда появилась реальная возможность, мы даже не пытаемся ею воспользоваться. Дуболомство руководства, его неспособность мыслить стратегически лишает Россию статуса не то что глобального игрока, а даже регионального. СВО рано или поздно закончится и мы рискуем выйти из нее просто в статусе территории между Европой и Азией. Без будущего в каком-то из политических лагерей и статуса альтернативного мирового полюса. Заносчивость и самоуверенность — не самые лучшие качества и в перспективе сыграют злую шутку. Даже если они подкреплены наличием ядерного оружия.

Воронцова Яна

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх