По стопам Елбасы: почему Россия рискует утонуть в собственной крови

Протесты в Казахстане начались 2 января и вызвали полярную реакцию среди россиян. Одни уверены, что Запад пытается поработить казахов по сценарию «цветных революций». Другие искренне сочувствуют, понимая, что террористов не интересуют цены на сжиженный газ и деятельность политической элиты в Казахстане.

По стопам Елбасы: почему Россия рискует утонуть в собственной крови

К сожалению для власти, у многих россиян может возникнуть чувство дежавю. Ведь ценовая политика в отдельном секторе экономики здесь является не ключевым фактором, а лишь искрой, которая взорвала пороховую бочку народного недовольства. Жители Казахстана устали от современного варианта «совковой» геронтократии, неэффективной экономики, тотальной коррупции, обнищания и отсутствия справедливости. Высокий уровень социального неравенства роднит обычных жителей России и Казахстана как ничто другое. По данным ООН и Справочника ЦРУ в Казахстане коэффициент Джини (индекс неравенства доходов) составляет 0,275. Данный индекс выражается числами от 0 до 1, где 0 — полное равенство доходов, а 1 — абсолютное неравенство, где доход есть только у одного человека. В России этот показатель составляет 0,375.

А ведь после развала СССР обе страны имели хороший потенциал. Вообще, внешнеэкономическая политика Казахстана среди стран бывшего Союза была самой грамотной. Казахстанская экономика росла быстрее российской. Падение на 31% к 1995 году сменилось ростом на 8% в 2000-х. Темпы роста ВВП Казахстана в сравнении с Россией за 2005–2020 гг. составляют 2,09 раза против 1,43 раза. При этом ВВП на душу населения в Казахстане превышает $9,1 тыс., а в России — $10 тыс.

Также были созданы различные новые институты вроде Международного финансового центра «Астана» с независимой судебной системой, английским правом и принципом инвестиционного резидентства. Казахстан занимает лидирующие позиции в регионе по темпам привлечения иностранных инвестиций, основным источником которых является России. Так, в 2020 году треть всех российских инвестиций в страны СНГ шла в Казахстан. Но такая «щедрость» не была взаимной — на каждые $3 из России приходился только $1 в российскую экономику из Казахстана.

Власти Казахстана проводили различные реформы для диверсификации экономики. В декабре 2012 года тогдашний президент страны Нурсултан Назарбаев представил программу развития Казахстана до 2050 года с целью войти в число 30 самых развитых стран. Планы были наполеоновские — превратить Казахстан во второй Сингапур.

В то же время, эти цифры только на бумаге выглядят красиво. Экономика страны по сути сырьевая и полностью зависит от экспорта углеводородов. В начале 2000-х доля отрасли в приросте реального ВВП составляла около 50%, хотя в 2015 году она снизилась до 30%.

Многие необходимые реформы подменялись имитацией, поэтому создание ещё одного азиатского тигра забуксовало. Клановая система, коррупция и засилье государства в экономике резко снижали шансы Казахстана на успешное развитие. Всевозможные неэффективные госкомпании и сомнительные национальные проекты не давали возможности направить средства в нужное русло.

Власть подавала гражданам существующий порядок вещей как стабильность в противовес хаосу и нищете 1990-х. Однако в какой-то момент стала очевидна вся эфемерность этой стабильности, суть которой была в паразитировании семейства Назарбаевых на уязвимой экономике. Это конечно тяжело представить, но Нурсултан Назарбаев руководил Казахстаном в разных ипостасях с 1984 года! За это время Елбасы создал свой клан, в который также вошли его многочисленные родственники, в первую очередь дети. Формально он конечно ушёл с поста президента по собственному желанию 20 марта 2019 года. Страну возглавил председатель Сената, лидер правящей партии «Нур-Отан» Касым-Жомарт Токаев. Поэтому рокировка с добровольной отставкой не выглядела убедительной. Тем более что Назарбаев вошёл в состав Конституционного совета.

Первый звоночек народного недовольства для казахстанских властей прозвенел ещё в декабре 2008 года, когда в Мангистауской области началась крупная забастовка нефтяников, которая переросла в массовые протесты. Сотрудники дочерних предприятий нефтегазовой компании «КазМунайГаз» (подконтрольна Назарбаеву) требовали повышения зарплаты. Наиболее масштабные митинги были в Жанаозене. Силовики смогли подавить акции ценой жизни 16 человек.

Природа нынешних протестов схожа. Люди вышли на улицы в разных городах Казахстана, в том числе в Алматы, в знак протеста против двукратного повышения цены на сжиженный газ. Причиной роста стало решение правительства отказаться от регулирования стоимости сжиженного газа в пользу рыночного ценообразования. Данный шаг властей серьёзно ударит по кошельку жителей, особенно в западных регионах, где 70% домохозяйств используют сжиженный газ для приготовления пищи. Более того, он является основным видом топлива для 90% автотранспорта региона. Выгодополучателем должен был стать всё тот же приснопамятный «КазМунайГаз». Экономическую ситуацию в стране усугубила пандемия, из-за которой работы лишились 26% женщин и 22% мужчин. Также упали мировые цены на энергоносители.

Совокупность этих факторов и привела к социальному взрыву. Президент страны Касым-Жомарт Токаев через два дня отменил повышение цен на сжиженный газ, но людей это не остановило. Требования уже успели стать политическими. Отставка правительства и отход Назарбаева от управления страной не помогли. Силовикам был дан приказ стрелять в людей на поражение, превратив бунт в кровавую бойню. Токаев призвал ввести в Казахстан войска ОДКБ. Хотя сам устав объединения предусматривает отправку контингентов только в случае внешней военной интервенции. Власти настаивали, что 20 тысяч обученных на Западе террористов и мародеров пытаются захватить власть, занимаются мародерством и похищают из моргов тела своих убитых бойцов. Страны ОДКБ в итоге ввели свои контингенты. Российские военные начали прибывать в Казахстан ещё 6 января. Но уже 11 января сам Токаев и командир военной операции ОДКБ Андрей Сердюков заявили об окончании операции и начале вывода войск. Бунт подавлен. По крайней мере временно.

Вышеперечисленные факторы показывают, что ситуация в самой России будет разворачиваться не по «цветному» сценарию, а по казахстанскому. Но более кровавому и угрожающему не только правящей элите, но и государству. Прогнозировать сроки начала протестов — дело неблагодарное. Но уж слишком сильны националистические настроения в республиках Северного Кавказа, Татарстане, Якутии, Башкирии… Правда есть большие сомнения, что силовики массово перейдут на сторону народа, как это случилось в Казахстане.

Воронцова Яна

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх