Шейх Мансур против генерала Ермолова

Пока что неосепаратизм побеждает «вызывавшего ужас» на Кавказе

Шейх Мансур против генерала Ермолова

В центре Хасавюрта, на улице Тотурбиева, 121, архитектурной доминантой высится над городом православный храм, Знаменский собор во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы. Построен в 1903–1904 годах казаками Терского казачьего войска к 300-летию дома Романовых.

Интересная деталь: храм воздвигнут на месте казни в марте 1861-го Байсангура Беноевского, ставшего имамом Чечни после небезызвестного Шамиля. Он был приговорен к повешению (его сыновья Алхазур и Тахир сосланы в Сибирь) военно-полевым судом за то, что возглавил восстание против царя в Чечне 1860–1861 годов, в частности, разбив войска русского генерал-майора Мусы Кундухова при Пхачу.

Ну, как «русского»… Осетин-мусульманин Муса Алхасович сперва служил царю, а потом переметнулся к турецкому султану. Через четыре года после Пхачу Кундухов ушел с пятитысячным войском горцев в Турцию, принял турецкое подданство, получил титул паши и должность дивизионного генерала, во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов воевал против России, а его сын Бекирбей стал министром иностранных дел Турции.

Но вернемся к Беноевскому (история Кундухова — это так, лишний штришок к общей картине службы кавказцев интересам России). Итак, в то время, как символ победы над сепаратизмом — Знаменский собор — с 90-х прошлого века теряет паству ввиду оттока из региона русских/православных, имам… простите, глава Чечни Рамзан Кадыров объявляет о создании в Северо-Кавказском округе войск Росгвардии нового батальона имени Байсангура Беноевского…

И как тут не вспомнить предшественника Шамиля, первого имама Кавказа, символ антироссийской вооруженной борьбы (как следствие, умершего в Шлиссельбургской крепости в 31 год, где отбывал пожизненное «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи») — шейха Мансура. Хотя бы потому вспомнить, что чеченский наемнический батальон, воюющий против России в составе ВСУ, носит его имя с 2014-го.

Что объяснимо хотя бы тем, что с Верховной Рады Украины сталось год назад признать «суверенитет «Чеченской республики Ичкерии», осудить «геноцид чеченского народа» и считать ее территорию «временно оккупированной РФ в результате вооруженной агрессии, совершенной в нарушение устава ООН».

Но вот, все тот же глава-имам Чечни Рамзан Кадыров объявил о создании нового батальона Минобороны имени — да-да! — шейха Мансура.

«Сегодняшняя глобальная ситуация все больше угрожает русскому православному населению и исламские лидеры уже открыто берут на знамена явно антирусские символы», — написал по этому поводу не эксперт с дивана, а военный волонтер Роман Алехин.

И был не единственным в российском сообществе, непосредственно задействованном в СВО на Украине, кого эти жесты с водружением на знамена отпетых врагов России не просто покоробили, а возмутили.

«По сути, называть его (МансураРед.) именем батальон в составе ВС РФ — это то же самое, что создавать в израильской армии «полк имени Дирлевангера» (командира нацистской дивизии, состоящей из заключенных, отличавшихся особой жестокостью в карательных операцияхРед.), — возмутился военкор Юрий Котенок.

Но наиболее, на наш взгляд, прагматично отреагировал военный журналист Роман Сапоньков, отрезавший: «Очень надеюсь, что Кадыров просто испытывает терпение Верховного. Буквально недавно был еще один человек, который испытывал терпение Верховного, но человек по тем или иным причинам закончился».

Сдается, если сценарий военжура воплотится в жизнь, то стоя будет аплодировать не только вся православная Россия (это и сомнению не подлежит), но и значительная часть России мусульманской.

Потому что, — смотрите! — с противоположной стороны уже звучат призывы поднимать на знамена «противовесных героев»: «Считаю, что просто необходимо создать бригаду или полк имени Алексея Петровича Ермолова». Да-да, того самого, который «вызывал ужас у горских народов, а местные женщины долгое время пугали Ермоловым своих детей».

«Нет, не при нем здесь быть бунту. Надо видеть и слышать, когда он собирает здешних или по ту сторону Кавказа… Как он пугает грубое воображение слушателей палками, виселицами, всякого рода казнями, пожарами: это на словах, а на деле тоже смиряет оружием ослушников, вешает, жжет их села — что же делать?»

Кто это и о ком? А это секретарь по дипломатической части при командующем войсками на Кавказе Ермолове Александр Грибоедов — о Ермолове же. В путевом письме другу, мемуаристу, полковнику в отставке Степану Бегичеву. (И как он после этого написал все-таки «Горе от ума», а не «Что делать?»)

Или еще предложение: «Создать батальон имени полковника Юрия Буданова». Как мы помним, полковник ВС РФ был приговорен к 10 годам за убийство 18-летней чеченки, но когда досрочно вышел на свободу, Рамзан Кадыров назвал его врагом чеченского народа. После чего Буданов был застрелен в Москве чеченцем, впоследствии умершим в тюрьме.

Чеченцы помнят Буданова и — уж будьте покойны — Ермолова. Коль русские забыли, то им стоит почитать хотя бы того же Грибоедова, писавшего в путевых записках на переходе Моздок — Тифлис: «В Сигнахе русских загнали в крепость. Потом они заперлись в монастырь. Их выпустили на переговорах, раздели голыми, пустили бежать в разные стороны и перестреляли, как дичь. Коменданту отрезали часть языка и дали ему же отведать. Потом искрошили всего в мелкие куски».

Признаки кавказского неосепаратизма видны даже сторонним наблюдателям. «На пропагандистском баннере герой гражданской войны Юсуп Темирханов, осужденный за убийство российского командира Юрия Буданова», — еще весной, полгода назад, предостерегала Asia News в статье «Возвращение Ичкерии на российский Кавказ: чеченский сепаратизм угрожает Путину».

И продолжает: «Упоминание борцов за независимость Ичкерии является провокационным в контексте войны на Украине, одним из главных сторонников которой является президент Чечни».

Что интересно, абсолютно все понимают, что подразделений имени Ермолова или Буданова в российской армии не будет никогда, а новый батальон имени имама Шамиля или даже Шамиля Басаева — лишь вопрос времени.

P.S. Свое описание Ермолова в письме другу Грибоедов заканчивает так: «По законам я не оправдываю иных его самовольных поступков, но вспомни, что он в Азии, — здесь ребенок хватается за нож»…

Василий Хайруллин

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх