Очередное китайское предупреждение, смахивающее на предательство
Удивило удивление экспертов первым саммитом «Китай — Центральная Азия», которым, — давайте смотреть правде прямо в глаз, — Пекин начал выводить из-под влияния Москвы «мягкое подбрюшье России» (термин, кстати, Солженицына).
«Забудьте про Россию: Китай представил масштабный план сотрудничества с союзниками в Центральной Азии», — пишут одни. «При складывающейся динамике перебалансировки региона, Китай в течение нескольких лет может занять в нем доминирующее положение», — вздыхают другие. А чего удивляться?
Во время японо-китайской войны 1937–1945 гг., во время которой, по советским оценкам, китайские войска потеряли 3,8 млн человек при 18 млн жертв среди мирного населения (Пекин общие потери оценивает в 35 млн), лишь СССР поспешил на помощь.
Утратив основные транспортные коридоры, в 1937-м Китай обратился к Москве с мольбой, и трасса Сары-Озек — Урумчи — Ланьчжоу для доставки из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т.д. была проложена. Хлынули летчики-добровольцы, инструкторы, инженеры (в Урумчи построен советский авиасборочный завод), транспортники, медики, военные советники: если в первый год войны китайские потери составили 800 тыс. человек (5:1 к потерям агрессора), то за второй год они сравнялись с японскими (300 тыс.).
И? После нападения на СССР фашистской Германии китайское руководство, не веря в победу своего спасителя, переориентировалось на сближение с Западом. В марте 1942-го Советский Союз был вынужден отозвать своих спецов и военных советников из-за… антисоветских настроений в китайских провинциях.
А когда СССР разгромил Германию и — главное для Пекина — Японию, то в Москву на встречу со Сталиным на полусогнутых поспешил великий кормчий Мао Цзэдун. После чего 14 февраля 1950-го в Москве был подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». На 30 лет. До 1980-го!
Забыв прошлые обиды (Россия – щедрая душа!), Китаю были безвозмездно (то есть даром) переданы советские доли в совместных предприятиях в Синьцзяне и Даляне по добыче цветных и редких металлов, добыче и переработке нефти, строительству и ремонту судов, по организации и эксплуатации гражданского авиасообщения. Были выведены советские войска из базы ВМФ в Порт-Артуре, а сама база передана «в полное распоряжение КНР».
КНР безвозмездно получила от СССР 650 лицензий на производство вооружений, там работало 10 тыс. наших атомщиков, в 1958-м при поддержке советских специалистов в Китае был запущен первый реактор на тяжелой воде.
Но когда Москва, в свою очередь, начала устанавливать торговые отношения с Западом (курс «мирного сосуществования двух систем»), Мао обвинил Кремль в «ревизионизьме». Доходило до удивительного. Когда в августе 1958-го началось противостояние КНР и Тайваня, и туда шустро подтянулся 7-й флот США, Хрущёв лично предупредил президента США Эйзенхауэра: нападение на КНР будет означать нападение на СССР.
Чем ответил Китай? Во время Карибского кризиса в октябре 1962-го он поддержал… идею вооруженной конфронтации СССР и США — Мао не терпелось увидеть проплывающие мимо трупы обоих врагов.
Впрочем, трупами советских военных он насладился. Когда в марте 1969-го китайские военные атаковали остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края. Всего погибло 58 наших военных (ранено 94), но о ярости вроде как бы пограничной стычки говорит факт: пятеро получили звание Героя Советского Союза, трое из них посмертно.
О китайцах же говорит другой факт: «Тела погибших пограничников были сильно изуродованы китайскими военнослужащими, тело ефрейтора Павла Акулова, захваченного в плен в бессознательном состоянии, с многочисленными следами пыток было передано советской стороне».
Генерал-полковник, бывший замначальника Генштаба ВС СССР А. Данилевич говорил: «Что касается Л. И. Брежнева и А. А. Гречко (министр обороны СССР в 1967–1976 – Ред.), то в 1970-е годы они не столько опасались США, сколько Китая. Наиболее усиленные группировки войск создавались на востоке, и обычные типы оружия в первую очередь поставлялись туда. Почему так? Потому что сознавали: на Западе более трезвые политики и более разумные военные деятели, чем были в Китае».
Как и почему после этого в октябре 1971-го СССР проголосовал за резолюцию Генассамблеи ООН о включении КНР вместо Тайваня (да-да, до тех пор именно остров почитался миром за «настоящий Китай»!), причем, с местом в Совете Безопасности ООН, — можно долго судить да рядить. Как и о том, почему после боя за Даманский, победителем в котором СССР объявил себя, остров остался за китайцами, став Чжэньбаодао, «Драгоценным островом» (еще бы!), а в 1991-м был передан Пекину официально.
А 14 октября 2004-го президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о границе, согласно которому вместе с островом площадью 0,74 км² Китай получил ряд территорий общей площадью 337 км². Неплохая «нагрузка», однако.
Кстати, в 1969-м известный на Западе журналист Виктор Луи, работающий в Москве, писал, а в 2010-м это подхватили французская Le Figaro, китайская «Жэньминь жибао» и гонконгская «South China Morning Post», что в 1969-м СССР готовил ядерный удар по КНР, на что США пригрозили ответной атакой по советским городам. Оригинальная благодарность Пекина за заступничество Кремля во время американской угрозы китайцам в 1958-м…
Тем не менее, новая Россия восстановила отношения с Поднебесной, доведя их до стратегических, председатель Си называл президента Путина «дорогим другом», а лидер РФ Цзиньпина — «близким другом».
«Председатель Си отметил, что в современном мире ускоряются преобразования, невиданные за столетие», — пишет официальный сайт МИД КНР о собранном Си Цзиньпином первом саммите «Китай-ЦА», на который слетелись главы Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Кыргызстана Садыр Жапаров, Таджикистана Эмомали Рахмон, Туркменистана Сердар Бердымухамедов и Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Председатель Си выступил с программной речью под названием «Совместная работа для создания китайско-центральноазиатского сообщества с ОБЩИМ будущим, основанным на ВЗАИМНОЙ помощи, ОБЩЕМ развитии, ВСЕОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ и вечной дружбе» (выделено нами — Ред.). В Сиане, 3100-летней столице 13-и китайских государств, где погребена знаменитая «терракотовая армия».
Мир все услышал. Спецкор «Аль-Джазиры» сообщает из Сианя: председатель Си шепнул главе Казахстана, а затем повторил по очереди каждому лидеру ЦА, меняя название страны: «Китай — надежный партнер для <…>, суверенитет, безопасность, независимость и территориальная целостность которого теперь будут защищены». «Китай поставил себя в авангарде гонки за политическое влияние и энергетические активы в богатом ресурсами регионе, а Россия отвлеклась на войну на Украине», — делает вывод «Аль-Джазира», отметив, что и уход США из Афганистана расчистил Пекину дорогу.
Как сказал на саммите председатель Си, «Китай предоставит странам ЦА в общей сложности $3,8 млрд. финансовой поддержки и грантов». Это при том, что, по его же словам, двусторонняя торговля между Китаем и ЦА достигла рекордных $70 млрд. В числе приоритетов Си назвал строительство линии D газопровода Китай-ЦА, увеличение торговли нефтью и газом, развитие «энергетического сотрудничества в рамках промышленных цепочек» и — внимание — «активизация сотрудничества в области мирного атома».
А еще строительство международного транспортного коридора через Каспийское море для усиления транспортных узлов грузовых поездов Китай-Европа, подчеркнул Си Цзиньпин. «А как же «Организация международного сотрудничества «Шелковый путь», инициированная Пекином еще в 2010-х?» — спросит человек без амнезии, но забывший предыдущие проделки Поднебесной. Там ведь путь этот планировался через Россию с огромной для нее выгодой! Ну да, ну да.
В рамках реализации указанного «пути», планировались, например, мосты через Амур, китайско-российское СП по прокладке высокоскоростной железной дороги Москва-Казань… Ну, насчет последней известно, что Китай свернул инвестиции в российскую часть проекта в 2022-м. А после саммите в Сиане и обнародования новой схемы «пути», наблюдатели констатируют: «На этой схеме, естественно, обращает на себя внимание то, что коридор проходит, что называется, в обход России и полностью её игнорирует».
«Центральная Азия всегда считалась задним двором (это еще похлеще «мягкого подбрюшья» — Ред.) России, и Китай расширяет свое влияние в регионе», — отметила Юн Сун, директор Китайской программы аналитического центра Стимсона в Вашингтоне. «Война (СВО на Украине – Ред.) нарушила многие связи между Россией и Центральной Азией, особенно торговлю, особенно транспорт, транзит, инвестиции и миграцию», — подчеркнул Азимжан Хитахунов, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института в Алматы, Казахстан.
«В регионе есть опасения, что он станет следующей целью России, говорят аналитики, учитывая, что Украина также является бывшим советским государством», — делает вывод в редакционной статье CNN, в которой цитируются Сун и Хитахунов.
…В средине 1970-х прошлого века первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Кунаев принимал московских журналистов. Столичные гиены пера под конец беседы попросили: «Динмухамед Ахмедович, посоветуйте уголок казахской земли, откуда можно привезти в Москву классный репортаж». «Езжайте в Оренбург» — «Но Оренбург — это Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика!» — «Нет, это Орын-бор, казахская земля!».
Так отвечал трижды Герой Социалистического Труда, член Политбюро ЦК КПСС и личный друг дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева в лучшие годы СССР. Представляете, что говорилось и в Казахстане, и в других странах Центральной Азии после развала Союза?
Так вот. В январе 2022-го, за месяц до начала спецоперации на Украине, — когда призрак киевского Майдана начал бродить по городам Казахстана, — Россия молниеносно провела миротворческую операцию. И он, «майдан», накрылся медным тазом.
Кто-нибудь теперь, после китайского саммита, на котором председатель Си гарантировал лидерам «подбрюшья России» БЕЗОПАСНОСТЬ, хоть кто-то может себе представить повторение подобного с таким же исходом? Мягкое подбрюшье на наших глазах покрылось чешуей китайского дракона.
Одно бесит: неужто подобное предательство со стороны государства с вышеизложенным «бэкграундом» нельзя было предвидеть?
Василий Хайруллин