Или бодание двух докторов наук, в котором точку может (должен?) поставить кандидат
Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы… Ой, извините, не та история!
…Петр I родил Следственную канцелярию и посадил сыск учинять офицера Семёновского полка (царский Указ «О создании Следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского» от 25.07.1713).
Иван и Евгения родили (27.08.1953) Александра Бастрыкина, каковой окончил юрфакультет Ленинградского госуниверситета, учась в одной группе с Путиным В.В.
Совфед утвердил (22.06.2007) Бастрыкина первым замом Генпрокурора РФ — председателем свежерожденного Следкома от Генпрокуратуры.
Госдума родила Федеральный закон «О Следственном комитете РФ», отчего СКР — чрез 300, почитай, лет после Петра, — стал отдельной канцелярией. В тот же день (15.01.2011) Президент Путин В.В. ро…, гм, утвердил Бастрыкина председателем новой структуры.
Хотя Александр Иванович с 2006-го был замом, а затем — первым замом Генпрокурора Юрия Чайки, существование СКР даже под крышей ГП порождало лишь конфликты: Чайка уже в 2008-м просил вернуть прокуратуре полномочия возбуждать уголовные дела, что впоследствии и было сделано. А уж когда СКР стало государством в государстве, одеяло полномочий перетягивалось регулярно: дело генерала ФСКН Александра Бульбова, дело замминистра финансов Сергея Сторчака и проч.
Но! Перетягивалось, да не рвалось в британский флаг.
Например. Директора Департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля, генерал-лейтенанта полиции Бульбова Следком упаковал под стражу, обвиняя в «незаконных телефонных прослушках, взятках, крышевании бандитских группировок». Противостояние с ГП было такое, что в ходе дела скончался следователь СК. Но разошлись тихо, генерал получил условный срочок, никакой охранник из другого ведомства Бастрыкина по территории стройки не гонял.
Или замминфина Сторчак (кстати, уроженец Житомирщины, с Украины). Да, нашли следкомовцы и изъяли у него миллион долларов наличными. Ну, посидел чуть в Лефортово. Но прокурорские были на страже. Объяснили, что деньги – на карманные расходы, их вернули. Уголовное дело закрыли за отсутствием состава преступления, а Сторчак вернулся в министерство курировать департамент международных финансовых отношений. И, заметьте, никто благоверной Бастрыкина исподнее публично не полоскал.
Все было чинно, благородно, государственные мужи даже в случае ошибок сохраняли лицо, не давая публике повода для зубоскальства. Ибо коль сегодня «слово и дело государево» явит подданным вид непрезентабельный, то завтра люд посадский усомниться в незыблемости устоев возжелает.
Сдается, дурному государственных лиц России научил патрон ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Прифронтовая полоса и общение с солдатской вольницей сыграли с ним злую шутку: он первым начал публично хаять непотребными словами военное руководство в стране, где Верховным главнокомандующим страны есть… Вот именно.
Оправданием Пригожину может служить разве лишь то, что он не читал книгу М.И. Семевского «Слово и дело! 1700 – 1725» (СПб., Типогр. В.С. Балашева, 1884). В которой описывался, в числе прочих, эпизод с холопом прапорщика Т.С. Скобеева Акимом Ивановым. Подслушав оценки хозяина действий верховного командования, холоп пришел 17 апреля 1721 г. в царскую резиденцию в селе Преображенском, где объявил «слово и дело» караульному офицеру.
Петр I направил дело на рассмотрение в Следственную канцелярию, которая и приговорила 1 мая 1722 г. излишне болтливого Тимофея Скобеева к телесному наказанию. Кричал долго. Зато аналогично мыслившие, но поумнее, молчали до конца дней своих. Ибо неча. (С).
После Чайки Генпрокуратуру возглавил Игорь Краснов, с 2016-го по 2020-й работавший замом Бастрыкина. Не просто бывший подчиненный – доверенный, близкий человек. Уж казалось бы: с кем, как не со своим, отбросить ведомственные склоки. Увы нам.
В результате на наших глазах разыгрывается какой-то водевиль, ничего, кроме сумятицы в умах и так ошалевшего событиями последнего года обывателя не вызывающий.
Речь о ситуации вокруг проекта девелоперской «Группы ЛСР» Андрея Молчанова по строительству жилья на намывных территориях Васильевского острова в Санкт-Петербурге. СКР повторно возбудил уголовное дело в отношении сотрудников ЛСР о нарушении правил строительства (ранее дело уже возбуждалось, но постановление отменила петербургская прокуратура). Повторное возбужденное по поручению лично главы СКР Александра Бастрыкина дело отменила уже Генпрокуратура, читай, — лично Игорь Краснов.
Если Пригожин не читал Семевского о Петре, то Бастрыкин явно перечитал Геродота об Македонском, не иначе. Он один, в гражданском, без свиты, является на северный намыв Васильевского острова, откуда его… прогоняет ЧОПовец из Дагестана, коему глава СКР советует убраться «на родину».
Черт с ней, с западной «толерантностью», но как это коррелируется с совсем свежим выступлением Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным взаимоотношениям, где президент указал на попытки врагов «вбить клин в согласие, братство народов нашей страны» и поставил недвусмысленный диагноз: «Люди, которые пытаются разобщить российский народ и обладают неоколониальным мышлением, являются недоумками».
Возможно, затеявшие водевиль думают, что Верховный главнокомандующий в Пятигорске говорил о других, иных-прочих, после того как в Санкт-Петербурге – вызов ОМОНа, повторное, как упоминалось выше, возбуждение дела против сотрудников ЛСР, а заодно — третье по счету дело (предыдущие два также закрывались прокуратурой) против охранной фирмы «Агис». В которую сотрудники СКР тут же нагрянули с обыском. И которая, как оказалось, предоставляет услуги бодигардинга самому владельцу ЛСР Андрею Молчанову.
Олигарху, миллиардеру (кстати, интересный факт: стоимость его активов на Украине оценивается в $437 млн), доктору экономических наук. Последнее особенно деструктивно выглядит на фоне докторской степени г-на Бастрыкина в области наук юридических.
«На фоне затянувшегося молчания Кремля и невозбранного революционного соло Пригожина, интерес к публичному жанру начинают проявлять и старые персонажи властного Олимпа. В погоне за Пригожиным в политику решил поиграть глава Следственного комитета Александр Бастрыкин», — не замедлили появиться комментарии.
Никто не имеет права обвинять именно противоположную сторону в открытии ответного фронта – войны компроматов, но не может не вызывать вопросов появление в Сети слива с фотографиями жены главы Следкома Ольги Бастрыкиной. Которая, — документально зафиксировано и обнародовано, — поехав в Австрию главой официальной российской делегации на конференцию ОБСЕ, вместо работы делает закупки в венских бутиках (фото из ювелирного дома Tiffany & Co особенно гламурны).
В ответ Александр Иванович ударился в патриотизм: пока-де русские защищают Родину на передовой, мигранты в тылу атакуют наши города; Россия нуждается в формировании новой национальной идеи; православие — самодержавие —народность и т.д. И как тут еще раз не процитировать Владимира Путина в Пятигорске: «В условиях внешней агрессии и давления у нас происходит только укрепление нашего многонационального народа».
Мы помним, что в годы студенчества именно Александр Иванович был старостой группы, в которой учился и Владимир Владимирович. И понимаем, кто кому сегодня «староста». Но не можем отделаться от ощущения, что своими эскападами а ля Пригожин глава СКР, говоря о «самодержавии», — его же и дезавуирует.
«Объяснить продолжающийся публичный обмен «пощечинами», которые дискредитируют уже обе структуры и всю правоохранительную систему, просто эмоциями и конкурентной борьбой нельзя, — возникают в итоге и такие мнения. — Тут схватились не на шутку, поправ все прежние правила. Что говорит о том, что «верховный надзор» и арбитраж над придворными башнями и элитами явно ослабел, вплоть до шушуканий «Акела промахнулся».
Царь Петр I, тот такие «шушуканья», как сейчас помним, пресекал в зародыше. И когда назначенный им 25 июля 1713-го руководить Следственной канцелярией гвардии майор Михаил Иванович, — оторвавшись, видимо, от земли в силу эдакого «социального лифта», — начал чудить, то уже 9 декабря 1917-го он, г-н Волконский, обвиненный военным судом в «неправдах», был приговорен к смертной казни путем расстреляния.
Как говорится в другой истории, пришедшей на ум в начале нашего рассказа, «Аминь!»…
P.S. Как известно, Владимир Путин в 1997 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук по теме «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)».
Василий Хайруллин